Сегодня наши дети растут в мире, который сильно отличается от того мира, в котором росли предыдущие поколения. Перед ними встают такие социальные и экономические проблемы, которые нам и представить трудно. Мир вокруг очень быстро меняется. И нам, родителям и учителям, нужно осмыслить эти тенденции и помочь нашим детям войти во взрослую жизнь с теми качествами, которые им будут необходимы для счастливой жизни именно в XXI веке. В российской, советской педагогике, да и во всём мире накоплен огромный педагогический опыт, но почему же он так слабо отражён в государственной образовательной системе современной России?
Основная среда, формирующая ребёнка - это, как правило, семья. Позже, когда ребёнок взрослеет, детский сад и школа также становятся той средой, которая оказывает огромное влияние на его самоосознание, его психику и его мировоззрение. И в каждой такой среде существуют свои "тёмные стороны", которые мы постарались кратко сформулировать.
Эмоциональное игнорирование является одной из самых масштабных проблем в семьях по всему миру. Это не означает какого-то серьёзного травмирующего события в детстве, это про то, чего не случилось в детстве - эмоциональные потребности ребёнка в семье не были удовлетворены на протяжении долгого периода времени. Когда ребёнок испытывает различные эмоции (расстроен, подавлен, раздражён и тд), взрослый игнорирует его чувства, или преуменьшает их значимость. Всем знакомы фразы: «Не плачь, ты же мужчина», «Сейчас же успокойся, а то я позову полицейского, и он тебя заберёт», «Ну ты нашла, из-за чего расстраиваться, успокойся». Если бы эти взрослые сами выросли в любящей и заботливой атмосфере, или понимали основы эмоционального воспитания, они бы сказали так: «Я понимаю, мой милый, что ты сейчас расстроен, мне очень жаль тебя, давай вместе что-нибудь придумаем». Дети впитывают модель поведения взрослых, подстраиваются под привычки родителей, и вырастают людьми, неуверенными в себе, с глобальным дефицитом доверия, с отрицанием важности собственных чувств и эмоций, не умея выстраивать внутренние и внешние границы в общении, с фобиями и паническими атаками.
Поэтому эмоциональное воспитание так необходимо в каждой семье. Дети, чьи родители внимательно и с пониманием относились ко всем эмоциям ребёнка, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.
С другой стороны, в современной школе усиливаются такие педагогические проблемы, как потеря интереса к учёбе в школе и отчуждённость учеников, чему есть много причин. Не будем даже упоминать переход на дистанционное образование, что является последним шагом к пропасти. И без того большое влияние оказывает огромное количество информации из мессенджеров, YouTube и социальных сетей, неумение детей и подростков справляться с этим информационным потоком. Живое общение уже не является чем-то необходимым, и дети теряют навыки общения, ведь, общаясь через сеть, они не чувствуют друг друга, не смотрят человеку в глаза, не понимают скрытых подтекстов поведения друг друга и не используют невербальный язык общения. Это общемировая проблема.
Что касается российских государственных школ, то здесь очевидно, что отношения между учителем и учеником всё больше приобретают формально-ролевой характер, усиливающий отчуждение учеников. Государственная система образования, как любая глобальная система, построила большую структурную иерархию контроля качества образования, что на деле привело к тому, что учителя (помимо своей воли) всё больше выполняют роль тьюторов, натаскивая на знания за определенный период времени. При этом дети не успевают усваивать материал, поэтому у них уходит очень много времени на выполнение домашнего задания и "переваривание" информации дома. На "педагогику" у учителей остаётся всё меньше времени, а порой его нет вообще. В школах есть психологи, но при этом детей не обучают морали и этике, психологии взаимоотношений и искусству общения. Вместо этого разговоры учителей с учениками всё чаще приобретают ярко выраженный идейно-просветительский характер.
Вступая в 3-е десятилетие XXI века, становится очевидным, что необходимо внедрение в образование этических принципов. Все люди хотят быть счастливыми, но все люди имеют разнообразные эмоции. Все задаются вопросами: «в чём смысл жизни», «как стать счастливым», «что такое хорошая жизнь». Для религиозных людей на эти вопросы отвечает их религия, но как внести понятие этики в образование, не погружаясь в религию, как охватить всё общество, из разных религиозных конфессий?
14-й Далай-лама, Тензин Гьяцо, духовный лидер Тибета и Нобелевский лауреат мира, более 30-ти лет сотрудничая с западными учёными, предлагает понятие «светская этика», подразумевающее уважение ко всем религиям и убеждениям, включая атеистические.
Джон Готтман, известный во всем мире психолог, на основе теории Дэниэла Гоулмана об эмоциональном интеллекте, показывает, что дети, с которыми в детстве занимались эмоциональным воспитанием, вырастая, умеют лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивают, когда расстроены. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались взаимоотношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием. Они лучше понимают людей, у них больше друзей, они лучше учатся в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект.
Итак, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой никак не воспитать способность преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. А в школьные годы становление эмоционального опыта детей напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат быть победителем, верить в себя. Мы считаем, что целью воспитательной системы в начальных классах является именно сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей, расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение. А также понимание эмоций других людей, принятие их, а также эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию. И конечно, коррекция и творческое преобразование своих негативных эмоций.
Образовательная программа СЭЭО ("See Learning"), разработанная Центром созерцательной нейрофизиологии и сострадательной этики Университета Эмори, в первую очередь посвящена этике. Этика здесь не связана с той или иной культурой или религией: она основана на базовых, общечеловеческих ценностях – сострадании, терпимости, прощении. Практики для развития навыков СЭЭО могут помочь людям научиться заботиться о себе и о других, что исключительно важно для физического и эмоционального здоровья. Также программа помогает углубить осознание взаимозависимости и развить критическое мышление, помогая детям стать гражданами мира, жить в котором становится всё сложнее.
Программа основана на общечеловеческих ценностях, а значит, может использоваться в разных странах и культурах. Цель этой универсальной и многогранной программы – обучить людей всех возрастов социальным, эмоциональным и этическим навыкам. В этом смысле она не отличается от обучения математике, естественным наукам, иностранным языкам и любым другим академическим предметам. Включить в образовательную программу воспитание ценностей и навыков, ведущих к счастью и гармонии как индивидов, так и общества в целом, не только возможно, но и необходимо.